В районе Строгино СЗАО г. Москвы, на ООПТ Природно-исторический парк «Москворецкий» Департаментом капитального ремонта начато масштабное благоустройство.
В январе текущего года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок было обнаружено техническое задание на выполнение проектно-изыскательских работ «Приведение в нормативное состояние улиц и общественных пространств в районе Строгино города Москвы».
Заключены два контракта:
1) по адресу г. Москва, СЗАО, р-н Строгино, от Строгинского моста до МКАД, вдоль р. Москва — Государственный контракт № 0173200001423002159, «Выполнение проектно-изыскательских работ по приведению в нормативное состояние улиц и общественных пространств в районе Строгино города Москвы» от 29.01.2024 на сумму 161 465 562,50 руб.
Этап контракта с 29.01.2024 по 13.02.2024, исполнен на 1 614 655,63 руб.
Этап контракта с 29.01.2024 по 04.03.2024, исполнен на 46 825 013,13 руб. , подрядчик ООО «Неон»
2) по адресу г. Москва, СЗАО, р-н Строгино, наб. Щукинского п-ова — Государственный контракт №0173200001423002184 «Выполнение проектно-изыскательских работ по приведению в нормативное состояние улиц и общественных пространств в районе Строгино Северо-Западного административного округа города Москвы» от 29.01.2024 на сумму 166 371 201,00 руб.
Этап контракта с 29.01.2024 по 13.02.2024 исполнен на 1 663 712,01 руб.
Этап контракта с 29.01.2024 по 04.03.2024 , исполнен на 48 247 648,29 руб., подрядчик ООО «ПРОЕКТСТРОЙКОМПЛЕКС”.
Адрес территории проектирования по контракту №0173200001423002184 — «г. Москва, СЗАО, р-н Строгино, наб. Щукинского п-ова» — указывает на несуществующий объект. На Щукинском полуострове нет и не может быть набережной – объекта капитального строительства.
Заказчик работ по обоим контрактам – ГКУ г. Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы УКРиС.
Уже в самом названии работ – «приведение в нормативное состояние улиц и общественных пространств» кроется ошибка, отсутствует упоминание о статусе территории – ООПТ. Возможно, с этим связаны дальнейшие ошибки в Техническом задании и проектных материалах.
Оба адреса, по которым проводятся проектные работы – особо охраняемая природная территория, Природно-исторический парк «Москворецкий».
В соответствии с Государственным контрактом № 0173200001423002159 предусматривается (в соответствии с Приложением 5 к ТЗ, Ситуационный план)
Граница проектирования — 117,99 га
Парки — 107,567 га
Территория жилой застройки — 0,55 га
Контрольно-пропускной павильон — 1 шт.
Контрольно-пропускной павильон — 1шт.
Беседки стационарные для тихого отдыха — 2 шт.
Беседки стационарные для тихого отдыха — 2 шт.
Беседки стационарные для тихого отдыха — 1 шт.
Хозяйственный павильон — 1 шт.
Хозяйственный павильон (2) — 1 шт.
Закрытый павильон — 1 шт.
Закрытый павильон (2) — 1 шт.
Закрытый павильон (3) — 1 шт.
Ограды стационарные тип 1 — 190 п.м.
Ограды стационарные тип 2 — 410 п.м.
Ограды стационарные тип 3 — 6067,4 п.м.
Ограды стационарные тип 5 — 110 п.м.
Лестницы — 2 шт.
Павильон стационарный — 1 шт.
Арки декоративные — 1 шт.
Мостики пешеходные — 25 шт.
Плескательные бассейны без игровых устройств — 1 шт.
Перголы — 6 шт.
Парковые дорожки — 22,65 км.
Автостоянки — 1,1 га.
Подпорные стенки — 335,80 п.м.
Детские площадки — 4289 м2
Спортивные площадки — 1763 м2
Площадки для выгула собак — 632 м2
Памятники — 4 шт.
Остановка общественного транспорта — 9 шт.
Съезды-выезды — 7 шт.
Уличное освещение — 16572,80 п.м.
Кабельная канализация — 7740 п.м.
ГНБ — 3341 п.м.
Дождевая канализация — 505 п.м.
Аналогичный состав работ предусматривает исполнение Государственного контракта №0173200001423002184.
Между тем, жители района Строгино СЗАО г. Москвы выступают категорически против организации, проведения и реализации проектных работ на этой уникальной по сохранности природной территории, которой они очень дорожат. Считают проектирование, дальнейшую реализацию его результатов, выделение средств на эти цели необоснованным, а также нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей г. Москвы по следующим основаниям.
- Проектные материалы разработаны без учёта статуса ООПТ.
Деятельность на ООПТ регламентирована законами и нормативными документами.
Приоритетными являются:
1) Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды»
Статья 3. Основные принципы охраны окружающей среды
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
сохранение биологического разнообразия;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов
- Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.
Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов
- В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. … Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания
Статья 24. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира
Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.
Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
2) Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
- Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния…
- На землях .., природных парков, .., памятников природы, .., включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральнымизаконами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается
3) Закон г. Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве»
Статья 30. Режимы охраны особо охраняемых природных территорий в городе Москве
- На особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:
— искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
— изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории
Статья 31. Охрана особо охраняемых природных территорий в городе Москве
Охрана особо охраняемых природных территорий включает:
— наблюдение за состоянием особо охраняемых природных территорий;
— осуществление мероприятий по поддержанию особо охраняемых природных территорий в состоянии, соответствующем их назначению
4) Федеральный закон N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»
Статья 21. Режим особой охраны территорий природных парков
- На территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры
5) Постановление Правительства Москвы от 04.10.2005 № 760-ПП «Об Экологической доктрине города Москвы»
Основные принципы экологической политики города Москвы включают:
— взаимодействие городской администрации с жителями города при решении вопросов охраны окружающей среды;
— закрепление границ хозяйственного (человеческого) вмешательства в природную среду;
Основные мероприятия по реализации Доктрины
- Управление озелененными территориями
В целях реализации целевых показателей предстоит:
— дальнейшее развитие сети особо охраняемых природных территорий;
— повышение эффективности борьбы с нарушениями законодательства об особо охраняемых природных территориях, в том числе с незаконными изъятием и использованием их территорий;
— сохранение и восстановление биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях;
— сохранение и восстановление популяций редких видов дикорастущих растений, создание новых мест их произрастания;
— восстановление защитных местообитаний для диких животных;
— проведение специальных мероприятий по сохранению луговых и болотных ассоциаций;
— реабилитация техногенно измененных участков с восстановлением на них естественных растительных сообществ;
— совершенствование и повышение эффективности государственного управления в области организации и функционирования ООПТ, сохранения биологического разнообразия
6) Постановление Правительства Москвы от 25.09.2007 г. № 825-ПП «О Схеме рекреационного использования территорий природного комплекса города Москвы»
- Установить, что на территориях, предназначенных для рекреационного использования, строительство инженерных сетей должно осуществляться подземным, коллекторным или щитовым способом.
7) Постановление Правительства Москвы № 79-ПП «О Красной книге города Москвы»
- Использование объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Москвы:
9.2. В градостроительной деятельности информация об объектах животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу города Москвы, используется при обосновании функционального зонирования ООПТ, ООЗТ, природных и озелененных территорий города Москвы, при установлении режимов регулирования градостроительной деятельности, регламентации градостроительной и иной хозяйственной деятельности на них при разработке проектной документации, а также при разработке проектов строительства на прилегающих к ним земельных участках.
- Ответственность за действия, ведущие к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного и растительного мира Законодательством Российской Федерации и города Москвы предусмотрена административная и уголовная ответственность за действия, ведущие к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного и растительного мира.
8) Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 года N 743-ПП “Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы
1) в соответствии с пунктом 10.11.3. части 10, на ООПТ проводятся природоохранные и природовосстановительные мероприятия с целью обеспечения максимально возможного в условиях города сохранения природных сообществ (биотопов), объектов растительного и животного мира
2) в соответствии с пунктом 10.11.5.
— для сохранения природных режимов водных объектов, их рекреационных и биологических качеств применяется: поддержание естественных берегов рек, ручьев и водоемов с типичной околоводной растительностью, иловыми или песчаными отмелями;
— мероприятия по поддержанию условий обитания и обеспечению размножения редких и уязвимых видов животных: приоритет при обеспечении условий обитания и размножения редких и уязвимых видов животных уделяется сохранению местообитаний
3) в соответствии с пунктом 10.11.6. природовосстановительные мероприятия включают в себя:
— на лугах : удаление или пересадка самосевных деревьев и кустарников, а также высаженных деревьев
— для большого числа видов живых организмов сохранение местообитаний предусматривает:
В т.ч.:
— сохранение участков бурьянистой растительности, необходимой для размножения и зимовки большого числа видов беспозвоночных животных, укрытия и питания птиц и других животных, особенно в зимнее время;
— сохранение на открытых, хорошо освещаемых солнцем склонах и лугах с песчаными и другими малоплодородными почвами участков с разреженным травяным покровом или искусственное их формирование с целью сохранения и создания условий обитания для редких на территории Москвы видов растений и насекомых «остепненных» биотопов;
— создание условий для естественного восстановления болотной и околоводной растительности
4) в соответствии с пунктом 10.11.13, необходимо при проведении работ по благоустройству территории не допускать искажения исторически сложившегося охраняемого ландшафта.
При благоустройстве ООПТ и ПТ в обязательном порядке должно соблюдаться одно из основных требований режима особой охраны — недопустимость искажения «исторически сложившегося охраняемого ландшафта» (например, лесные участки или водоемы с естественными берегами, в т.ч. в рекреационных центрах, не должны приобретать в результате благоустройства облик парковых насаждений или декоративных водных объектов).
— грунтовые прогулочные дороги сохраняются на заповедных участках, а при соответствующих почвенно-гидрологических условиях в учебно-экскурсионных и прогулочных зонах.
5) соответствии с пунктом 10.12.1, режимы особой охраны для каждой ООПТ конкретизируются и дополняются утверждаемым Правительством Москвы Положением об этой ООПТ. В Положениях об ООПТ помимо перечисленных выше режимных ограничений содержится запрет на следующие действия:
— осуществление любых действий, ведущих к изменению режима функционирования или внешнего вида ООПТ;
— действия, влекущие за собой увеличение рекреационной и других антропогенных нагрузок на природный комплекс ООПТ;
— увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями
***
Одна из причин, по которым П-ИП «Москворецкий» так легко стал объетом благоустройства такого масштаба – существенные изменения, внесенные в документ, регламентирующий хозяйственную деятельность в природно-историческом парке «Москворецком» — Постановление Правительства Москвы от г. № 2013-ПП «Об особо охраняемой природной территории регионального значения «Природно-исторический парк «Москворецкий» и памятниках природы, расположенных в её границах».
Перечень разрешенных, согласно этому документу, видов деятельности, позволяет сделать вывод, что разработанные изменения произведены для устранения ограничений в использовании территории Природно-исторического парка «Москворецкий» в целях, не соответствующих её приоритетному природоохранному назначению. А также в целях легализации запрещенных прежним режимом использования видов деятельности, в том числе, некапитального строительства, устройства новых дорог и других объектов.
Из нового положения были исключены пункты, обеспечивающие сохранность территории и её природных сообществ!
Согласно прежнему Положению о природно-историческом парке «Москворецкий», утверждённом Постановлением Правительства Москвы от 27.09.2005 № 742-ПП «О природно-историческом парке «Москворецкий» , основными задачами функционирования парка являлись:
- сохранение природной среды, природных ландшафтов и историко-культурных объектов;
- охрана объектов растительного и животного мира;
- создание условий для отдыха (в том числе массового), сохранение рекреационных ресурсов и организация рационального рекреационного использования;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории;
- экологическое просвещение населения;
- обеспечение содержания территории парка в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве с учетом соблюдения условий режима особой охраны.
Более того, на территории Природно-исторического парка «Москворецкий» запрещалась любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам, объектам растительного и животного мира и культурно-историческим объектам, противоречащая целям и задачам природно-исторического парка «Москворецкий»:
- искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
- возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием природно-исторического парка «Москворецкий»;
- увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями
- умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных
- изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории
- проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, увеличение площади, занятой строениями, автодорогами и другими лишенными растительности поверхностями.
В Постановлении Правительства Москвы от г. № 2013-ПП территория поделена на функциональные зоны. Из общей площади ООПТ (3440,5 Га) площадь заповедной зоны – 51,2 Га, доля – 1,5%). Именно в заповедной зоне сохраняются соответствующие ООПТ ограничения. Подавляющая часть «Москворецкого» объявлена прогулочной зоной. Для которой, благодаря внесённым в изменениям, разрешенными видами деятельности являются:
— планирование земной поверхности без изменения высотных отметок (!??);
— проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, при условии проведения специальных технических мероприятий для предотвращения возникновения и развития подобных процессов;
— проведение работ по предотвращению развития негативных гидрогеологических и геоморфологических процессов и явлений;
— дренирование подтопленных участков;
— укрепление склонов природоподобными и искусственными материалами без нарушения гидрологического и гидрогеологического режимов функционирования территории
— восстановление нарушенных русел водных объектов в естественных берегах;
— каптирование родников природными, природоподобными и искусственными материалами
— благоустройство территории с целью обеспечения условий для проведения учебных экскурсий и прогулочного отдыха;
— устройство переходов через переувлажненные участки;
— оборудование смотровых площадок на учебных тропах малыми архитектурными формами и информационными стендами;
— проведение работ, связанных с устранением аварийных ситуаций и ликвидацией их последствий;
— проведение берегоукрепительных и иных гидротехнических работ с применением естественных материалов и конструкций из них, не нарушающих характерных исторических особенностей окружающего природного ландшафта, а также условий обитания и произрастания объектов животного и растительного мира (!??);
— строительство зданий и сооружений, прокладка дорог и инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемой природной территории;
— ремонт, реконструкция объектов и сооружений (в соответствии с установленными нормативами) на земельных участках, на которых допускается ограниченная хозяйственная деятельность;
— строительство, ремонт и реконструкция инженерных сетей и сооружений, инженерно-технических коммуникаций, необходимых для обеспечения охраны, содержания и использования особо охраняемой природной территории;
— строительство, ремонт и обслуживание дорожно-тропиночной и дорожной сети, улучшение прогулочных дорог преимущественно с сохранением грунтового покрытия (допускается твердое покрытие на основных прогулочных дорогах, профилирование грунтовых дорог);
— обустройство организованных пикниковых точек;
— размещение и поддержание в исправном состоянии (ремонт, замена) площадок отдыха (детских, физкультурных, тихого отдыха);
— установка и ремонт малых архитектурных форм (скамьи и лавки, столы, навесы от дождя, беседки, мостики, лестничные спуски, искусственное освещение);
— создание и обустройство зон с информационными площадками;
— обустройство пляжных зон и других мест отдыха у воды;
— организация велосипедных маршрутов;
— проведение работ по экологической реставрации и экореабилитации природных экосистем;
— проведение противооползневых мероприятий и берегоукрепительных работ, выполняемых по безударной, безвибрационной технологии;
— размещение объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в границах особо охраняемой природной территории в порядке, установленном Правительством Москвы (!??).
Таким образом, режим охраны природно-исторического парка «Москворецкий», одной из крупнейших ООПТ г. Москвы, больше не обеспечивает охрану этой природной территории и противоречит перечисленным выше законам!
Практически этот документ является техническим заданием на проектирование, не имеющим к охране ООПТ ни малейшего отношения. Остается правомерным в нём только то, что во всех функциональных зонах данной ООПТ запрещается нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу города Москвы или являющихся редкими на особо охраняемой природной территории.
В данном случае охранный режим данной ООПТ определяется Федеральными законами и законами г. Москвы
В соответствии с п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с Уставом города Москвы:
Статья 9. Правовые акты города Москвы
- В случае противоречия закону города Москвы иных правовых актов города Москвы действует закон города Москвы.
- Проанализировав проектные материалы, представленные на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, сделаны выводы, что проектные материалы не соответствует приведенным выше пунктам природоохранного законодательства, а для размещения предложенных объектов потребуется масштабное вмешательство в природу П-ИП «Москворецкий», ничем не оправданное и не соответствующее целям и задачам территории.
- Сроки исполнения контрактов исключают возможность проведения полноценной инвентаризации ООПТ П-ИП «Москворецкий”
Этот вид работ входит в состав Проектно-изыскательных работ. Но, согласно данным на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, проектные работы выполнены, в том числе, инвентаризация.
Сроки, когда, согласно условиям контрактов, должны быть выполнены Проектно-изыскательные работы, не соответствуют сезону жизнедеятельности большинства видов, обитающих на территории П-ИП «Москворецкий”. Дата завершения этапа работ, включающих инвентаризацию – 5 февраля 2024 года, контракт заключён 29 января 2024 г. Проект завершён 27 февраля 2024 г. (в соответствии с данными Единой информационной системы в сфере закупок).
Можно выполнить проект для огромной территории в рекордные сроки — вместо 4, 5 месяцев за 1 месяц — но инвентаризацию ООПТ в течении нескольких дней в феврале провести нельзя.
Таким образом, работы ведутся без понимания, где расположены места обитания и произрастания видов ООПТ, в том числе, занесенных в Красную Книгу г. Москвы.
- Реализация данного проекта подразумевает утрату огромной площади экологически эффективных территорий
Устройство покрытий (пешеходные и велодороги, площадки), сооружений (павильоны, беседки), а также свайных конструкций (мостики пешеходные, лестницы, даже если не происходит выемка грунта) подразумевает увеличение площади лишенных растительности поверхностей, изменение исторически сложившегося охраняемого ландшафта, ведёт к нарушению местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы, а также к уничтожению этих видов, к нарушению почвенного покрова, к изменению внешнего вида ООПТ. В зависимости от назначения павильонов и беседок – к увеличению антропогенных нагрузок.
Таким образом, ООПТ теряет площадь, равную площади, занимаемой предлагаемыми объектами благоустройства (ниже будет приведён расчёт). При устройстве основания покрытия выполняется выемка грунта (объём зависит от конструкции основания сооружения или покрытия). Не меньшая площадь страдает от работы строительной техники.
Помимо утраты площади не меньший вред ООПТ наносят такие факторы беспокойства, как освещение и водоотведение. Искусственное освещение делает большие площади непригодными для обитания многих видов, в том числе, занесённых в Красную Книгу Москвы. Какая по площади территория станет непригодной для обитания многих видов из-за засветки, может сказать расчет освещенности, который должен выполняться в рамках проекта.
Под устройство подпорных стен предлагается изъять часть береговой линии и придать ей вид декоративных водных объектов. Но для сохранения природных режимов водных объектов, их рекреационных и биологических качеств необходимо поддержание естественных берегов рек.
Водоотведение на ООПТ является прямым нарушением гидрорежима территории. Водоотведение устраивается для отвода воды от каких-либо объектов — зданий, шоссе, тротуаров и т.д. Устройство водоотведения здесь — одно из наиболее безграмотных проектных предложений.
Все перечисленные сооружения и объекты могут попадать на места обитания и произрастания видов, занесённых в Красную Книгу Москвы или располагаться в непосредственной близости от них, не просто создавая фактор беспокойства, но и уничтожая их.
Ради устройства пешеходных и велодорог, площадок, павильонов и настилов предлагается уничтожить 7,05 Га экологически эффективной площади ООПТ П-ИП «Москворецкий».
Площадь, которая окажется залитой искусственным светом и потеряет свою экологическую эффективность , можно будет узнать, взглянув на расчет освещенности, который должен будет представлен в проектой документации.
* Для сравнения – площадь парка Северные Дубки в САО — 8,4 Га.
Реализация плана по благоустройству ООПТ «Природно-исторический парк «Москворецкий»» в соответствии с предлагаемой документацией по государственным закупкам № № 0173200001423002159 и №0173200001423002184 приведет к грубому, перманентному нарушению режимов особой охраны ООПТ и необратимому процессу превращения уникальной природной территории в урбанизированный развлекательно-спортивный парк.
- Ни заказчик, ни исполнитель работ не обладают должной квалификацией для постановки задачи и исполнения работ на ООПТ
Заказчиком проектно-изыскательских работ на территории ООПТ согласно государственным закупкам выступает Государственное казенное учреждение города Москвы по капитальному ремонту многоквартирных домов города Москвы «УКРИС» (далее – ГКУ «УКРиС»).
В соответствии с пунктом 3.2. Распоряжения Правительства Москвы от 27 сентября 2011 г. N 745-РП «Об изменении типа государственных учреждений, подведомственных Департаменту капитального ремонта города Москвы», основной целью деятельности ГКУ «УКРиС» является обеспечение проведения капитального ремонта объектов жилищного фонда города Москвы, за исключением случаев, установленных Правительством Москвы, с возложением на него функции государственного заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.
В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГЮЛ), содержащей сведения о юридическом лице ГКУ «УКРиС», в разделе «Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности» в качестве основного вида деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)) указана деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению своих полномочий в городах и районах (код 84.11.22). Этот вид деятельности соотносится с основной целью деятельности ГКУ «УКРиС» – обеспечением проведения капитального ремонта объектов жилищного фонда города Москвы, с возложением функции государственного заказчика при размещении заказов для достижения основной цели деятельности.
В ЕГРЮЛ также содержатся сведения о дополнительных видах экономической деятельности ГКУ «УКРиС», это – деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта (код 71.11.1), деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая (код 71.20.9), государственное регулирование деятельности в области здравоохранения, образования, социально-культурного развития и других социальных услуг, кроме социального обеспечения (код 84.12).
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД-2) по коду ОКВЭД 71.11.1 деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта, не включает разработку проектной документации по консервации, ремонту, реставрации, приспособлению и воссозданию объектов культурного наследия в части инженерно-технической проектной документации и не включает разработку проектной документации как архитектурной, так и инженерно-технической в части ландшафтной архитектуры.
Таким образом, полагаю, что ГКУ «УКРиС» не имеет права выступать в качестве государственного заказчика при размещении заказа на выполнение проектно-изыскательских работ на особо охраняемых территориях города Москвы, включая ООПТ «Природно-исторический парк «Москворецкий»».
Исполнитель работ по контракту № 0173200001423002159 — ООО “Неон”.
https://www.fsk-neon.ru/ Согласно информации на сайте компании, осуществляет деятельность:
- благоустройство общественных пространств;
- автомобильные дороги и дорожная инфраструктура;
- объекты промышленно-гражданского назначения;
- инженерные системы и коммуникации
На сайте компании сообщается, что она обладает большим опытом разработки проектно-сметной документации, а её проекты успешно реализуются, повышая качество городского пространства.
Исполнитель работ по контракту №0173200001423002184 — ООО «ПроектСтройКомплекс». http://psk.moscow/ Согласно информации на сайте компании, позиционирует себя как ведущая компания в сфере IT-проектирования и строительства автомобильных дорог, зданий, теплогазоснабжения и вентиляции, водоотведения и водоснабжения жилых и коммерческих зданий, сооружений; осуществляет проектирование и оказание консультационных и экспертных услуг в отношении 2D и 3D-моделей и визуализаций, информационных систем, том числе с использованием продуктов, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, таких как 1С, Bitrix24, Pilot-ICE.
Среди представленных на сайтах этих компаний объектов и информации нет примеров работы и/или информации об опыте работ:
— в области охраны окружающей среды;
— в области природопользования;
— в области правового регулирования особо охраняемых природных территорий;
— научно-исследовательской деятельности в П-ИП «Москворецкий», деятельность которых направлена на разработку и внедрение научных методов сохранения биологического разнообразия природных и историко-культурных комплексов.
Зато среди объектов ООО “Неон” представлен проект скандального благоустройства П-ИП “Покровское-Стрешнево” — предмет многочисленных жалоб и протестов жителей прилегающих к парку районов. Сейчас ещё один проект этой организации – в долине р. Яуза вдоль Тенистого проезда вызвал конфликт с жителями, которые уже дважды останавливали работы, вызвав полицию.
Таким образом, проектирование для территории П-ИП «Москворецкий» заказано организацией, не являющейся её балансодержателем, а осуществляется организациями, не обладающими должной компетенцией в области охраны окружающей среды, природопользования и функционирования особо охраняемых природных территорий.
- На территори П-ИП “Москворецкий“ в районе улицы Исаковского зафиксировано большое количество видов, занесённых в Красную Книгу Москвы.
В Красной Книге содержатся исчерпывающие указания относительно мероприятий, направленных на сохранение этих популяций.
- Строгое соблюдение законодательства, регулирующего режим ООПТ
- Недопущение проведения благоустройства на городских природных территориях
- Снижение беспокойства, шумового и светового загрязнения
На территории П-ИП «Москворецкий» в Строгино обитает 72 вида (млекопитающие, птицы и сосудистые растения), занесённые в Красную Книгу города Москвы.
Из них 9 видов: (Сова ушастая, Ласточка береговая, Кузнечик серый, Бембекс носатый, Бабочка Махаон, Червонец Бурый, Червонец Фиолетовый, Голубянка Горошковая, Кувшинка белоснежная — нуждаются в выделении существующих мест обитания вида в заповедные участки с режимом особой охраны.
Для 44 видов благоустройство в том или ином виде является прямым лимитирующим фактором
Для остальных 28 видов благоустройство является косвенным лимитирующим фактором.
Изучив информацию об организации прокурорского надзора, можно сделать вывод, что описанная выше проблема является объектом прокурорского надзора.
- В соответствии с Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере»Генеральный прокурор Российской Федерации И.В. Краснов установил, что надзор за исполнением законодательства в экологической сфере следует считать одним из основных направлений деятельности органов прокуратуры.
В частности, Генеральный прокурор приказал:
П. 2.1. Осуществлять надзор за исполнением законодательства в экологической сфере федеральными органами исполнительной власти.
обеспечить эффективный надзор за исполнением законов в экологической сфере, в том числе об охране атмосферного воздуха, вод, лесов, почв, недр, объектов растительного и животного мира, водных биологических ресурсов, особо охраняемых природных территорий, об обращении с отходами, о рациональном использовании природных ресурсов, о промышленной безопасности.
П. 3.2. Организовать системный сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в экологической сфере.
Незамедлительно организовывать проверки информации о нарушении законов, требующей вмешательства прокурора.
П. 3.3. О наиболее острых проблемах в области охраны окружающей среды и природопользования информировать органы государственной власти и органы местного самоуправления соответствующего уровня. Информацию о состоянии законности, результаты работы прокуроров на данном направлении регулярно доводить до сведения населения.
П. 3.6. Обеспечить тесное взаимодействие с общественными и иными некоммерческими объединениями, уделяя внимание защите права на осуществление общественного экологического контроля.
П. 3.9. Проверять полноту и своевременность выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями предоставленных полномочий, возложенных на них функций и обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
П. 3.11. Проверять целевое использование органами государственной власти, органами местного самоуправления бюджетных средств, выделяемых на природоохранные мероприятия, в том числе при исполнении национального проекта «Экология», государственных и муниципальных программ, контрактов, и субвенций на реализацию переданных государственных полномочий.
П. 3.12. Уделять особое внимание выявлению коррупционных проявлений, в частности, злоупотреблений полномочиями должностными лицами органов власти, курирующими вопросы экологии, охраны окружающей среды и природопользования, несоблюдения ими установленных запретов и ограничений, неправомерного предоставления хозяйствующим субъектам преференций, льгот, в том числе при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Реагировать на случаи непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. При наличии оснований ставить вопрос об освобождении лиц от занимаемой должности в связи с утратой доверия.
П. 3.16. Проводить тщательные проверки законности и обоснованности принятия решений о ликвидации, сокращении территории природно-заповедного фонда или об ослаблении его режима.
П. 3.17. Мерами прокурорского реагирования обеспечить пресечение нарушений, связанных с посягательствами на редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и водных биологических ресурсов, среду их обитания, с размещением объектов и осуществлением работ, способных оказать негативное воздействие на них и среду их обитания.
В 2020 году уже была попытка провести работы по благоустройству на территории «Москворецкого». Против ЛЮБОГО благоустройства ООПТ в Администрацию Президента Российской Федерации(№ 1366007, зарегистрировано 22.12.2020 г.) и в адрес мэра Москвы (№ 3-6-260417\20, зарегистрировано 23.12.2020 г.) было направлено письменное обращение, которое подписали почти 11000 жителей Строгино(подписные листы приложены к обращениям). Эти обращение не имеет срока давности и актуально на данный момент. Петицию в электронном виде подписали 25000 жителей.
Жители Строгино не просят отказаться от развития городской среды. В январе текущего года на встрече с представителями Управы района жители представили свой вариант применения бюджетных средств, включающий в себя работы в границах ООПТ, а также вне границ, на других территориях района, направленные на внимание к истории района, памяти к событиям и героям Великой Отечественной войны, экологическому и культурному просвещению, отдыху на природе – как активному, так и тихому.
На данный момент на территорию зашла тяжелая техника, существующие детские площадки и мангальные беседки огорожены. Техника ездит по грунту. Остаются глубокие колеи. Схема движения строительной техники отсутствует. Баннер на строительном ограждении сообщает о проведении “работ по благоустройству набережной Москвы-реки на участке от МКАД до Строгинского шоссе”. Используются электроинструменты, производящие сильный шум.
Передвижение любой техники по ООПТ должно осуществляться в соответствии с регламентом, установленным Постановлением правительства Москвы 795-ПП от 14.09.2010г. Помимо обязательного пропуска установленной формы, Регламент обязывает иметь и обязательную карту передвижения (маршрутный лист), за пределами отметок на которой техника находиться не может.
На каждой единице техники (тракторе, самосвале, легковой автомашине) должны быть пропуск и подобная карта с маршрутом передвижения.
Уровень шума на ООПТ регламентируется Постановлением Правительства Москвы
N 494-ПП от 25 июля 2017 года
«Об утверждении экологических требований к уровню шума на особо охраняемых природных территориях города Москвы».
В зависимости от зоны ООПТ максимальный уровень непостоянного шума — от 60 (соответствует шуму от электробритвы) до 75 дБА (работающий пылесос).
С 1 апреля до 31 июля на всей территории ООПТ (статья 30 закона г. Москвы от 26 сентября 2001 года №48) начинается режим выводково-гнездового периода, когда шуметь запрещается.
Адрес проведения работ не соответствует указанному. Работы ведутся на берегу Спасского затона и вдоль аллеи Дорога жизни. Такого объекта капитального строительства, как “набережная Москвы-реки”, от МКАД до Строгинского шоссе, вообще не существует.
В соответствии с информацией на сайте госзакупок проект не прошел согласование !
Жителям района Строгино были предоставлены для ознакомления некоторые материалы — в печатном виде и на мобильном устройстве. На распечатанном плане отсутствует штамп, соответственно, информация о проекте. Нет возможности его идентифицировать как согласованный проект благоустройства ООПТ П-ИП «Москворецкий “
В качестве разрешительной документации представлен приказ от ООО «Стройстандарт» о назначении ответственных лиц за ведением строительного контроля на объекте «Выполнение работ по благоустройству территории набережной Москвы-реки на участке от МКАД до Строгинского моста».
Жителям не известен обьект под таким адресом.
При этом подписи Представителя префектуры СЗАО г. Москвы и представителя подрядной организации ООО «Стройстандарт» на данном документе, продемонстрированные на мобильном устройстве ,отсутствуют.
На основании вышеизложенного прошу:
- Провести проверку по изложенным выше фактам, в том числе, выездную
- Остановить начатые работы
- Признать результаты госзакупок № № 0173200001423002159 и 0173200001423002184 на выполнение проектно-изыскательских работ «Приведение в нормативное состояние улиц и общественных пространств в районе Строгино города Москвы» недействительными и незаконными, а также аннулировать их результаты.
- Провести проверку на предмет наличия прямого и/или косвенного умысла, а также небрежности и/или неосторожности в создании угрозы причинения вреда окружающей среде, а именно территории природно-исторического парка «Москворецкий» — особо охраняемой природной территории регионального значения, в связи с:
а) содержанием Технического задания на проектирование в соответствии с контрактами № № 0173200001423002159 и 0173200001423002184
б) планами реализации проекта, выполненного с соответствии с Техническим заданием в отношении лиц, причастных к данным работам
- Принять необходимые меры к недопущению масштабного благоустройства на ООПТ «ПИП «Москворецкий».